28 ияра в Израиле отмечается День Иерусалима, посвященный воссоединению города после Шестидневной войны 1967 года. За свою 4000-летнюю историю Иерусалим дважды разрушали, 23 раза осаждали, 52 раза атаковали 44 раза захватывали. Но этот удивительный город выстоял и процветает во многом благодаря преданности, мужеству и упорству выдающихся еврейских лидеров.
«Страна Израиля должна принадлежать евреям, а Иерусалим – стать столицей еврейского государства», — записал в своем дневнике сэр Мозес (Моше) Монтефиоре, который славился своим великанским ростом и безудержной страстью ко всему новому и прогрессивному.
Он служил в национальной гвардии, был успешным биржевым маклером, основал банкирский дом, а также создал первое в Англии общество по страхованию жизни и первую в Европе компанию по газовому освещению улиц.
К сорока годам, сколотив значительное состояние, Монтефиоре твердо решает оставить бизнес, поскольку есть дела и поважнее. Он бьется за отмену рабства в американских колониях; за право евреев избираться в английский парламент, не отказываясь от своей веры; отменяет смертную казнь в Мидлсексе.
А в 1827 году Монтефиоре вместе со своей женой и единомышленницей Джудит отправляются в Землю Обетованную, где находят обширное поле для применения своей кипучей энергии.
Во время своего четвертого приезда в Иерусалим, в 1855 году, Моше покупает участок земли за пределом городских стен. А еще через несколько лет на этом участке он строит первый еврейский квартал Нового города — Мишкенот Шеананим (Обитель безмятежных).
Тогда же, по заказу сэра Монтефиоре, чтобы снабжать горожан дешевой мукой, британская фирма Holman возводит знаменитую ветряную мельницу. К сожалению, прожектеры не учли особенности местного климата: силы ветра не хватало, и поэтому мельница так и не исполнила своего прямого назначения. Ей была уготована иная, неожиданная судьба.
Мельница Монтефиоре стала памятником великому человеку и неизменным символом нового Иерусалима. Сейчас в ней находится скромный музей Моше Монтефиоре, а рядом, за стеклянной витриной, нашла, наконец, покой его дорожная карета.
Но это сейчас. А тогда, в середине 19 века, люди боялись заселять новый район, расположенный вне защиты городских стен. Даже попытки платить жильцам за смелость не сработали. Только в 1866 году, когда в Иерусалиме вспыхнула эпидемия холеры, все 30 квартир впервые были заселены.
На этом Моше не успокоился. Несмотря на массу важнейших дел по всему миру, он нашел время и силы основать в городе текстильный цех и открыть школу профессионального обучения для девочек. Привез в Иерусалим первый печатный станок и первого в стране(!) дипломированного врача для управления бесплатной медицинской службой.
Моше Монтефиоре прожил долгую жизнь. Он так много сделал для людей, что его столетний юбилей праздновали как национальное торжество не только в Англии, но и во всех еврейских общинах мира. И, конечно, в Иерусалиме.
Он умер на сто первом году жизни и был похоронен рядом с любимой женой в Рамсгейте, а могильный камень был специально привезен из Иерусалима. Надпись на камне гласит:«Ибо рабы Твои возлюбили и камни его [Сиона], и о прахе его жалеют» (Псалмы, 101, 15).