Самые важные события Израиля за прошедшую неделю: выборы президента и формирование коалиции. Кто и как был выбран на пост президента, каковы функции президента в Израиле, когда и почему начался политический кризис и разрешен ли он сейчас? Разбираемся ниже в нашей специальной рубрике.
Важно!
Евро-Азиатский Еврейский Конгресс не занимает никакую политическую позицию, не поддерживает конкретные партии или политические фигуры. ЕАЕК всегда выступает на стороне Израиля и поддерживает любую избранную демократическим путем власть.
Выборы президента
Кратко: На этой неделе в Израиле был избран новый президент. 87 из 120 голосов депутатов Кнессета был избран Ицхак («Бужи») Герцог.
1
Кто был выбран?
Ицхак («Бужи») Герцог, сын 6-го президента Хаима Герцога и внук Ицхака Айзека Халеви Герцога, в прошлом - главного ашкеназского раввина Израиля, в честь которого он и был назван, стал 11 президентом Государства Израиль. В прошлом председатель партии «Авода», а впоследствии политического блока «Махане Циони», Герцог занимал высокие министерские посты, был главой оппозиции, а 1 августа 2018 года стал главой Еврейского Агентства (Сохнут).
2
Были еще кандидаты?
Оппонентом Ицхака Герцога на должность 11 президента Израиля была Мирьям Перец, педагог и общественный деятель. История Мирьям крайне интересна. Родилась она в Марокко в 1954 году, через десять лет ее семья репатриировалась в Израиль, пройдя непростые годы абсорбции в «Маабарот» Хацерим - лагере для репатриантов. Примечательно, что в 1982 году она была в числе семей, депортированных из Синая в результате подписания мирного договора с Египтом.
Мирьям Перец стала широко известна израильской публике благодаря своей активной общественной деятельности. Оба ее сына погибли на службе Армии обороны Израиля, в 1998 году в Ливане и в 2010 году в Газе. После этого она посвятила себя общественным выступлениям, помощи семьям, потерявшим родных, и поднимающим дух солдат лекциям для служащих ЦАХАЛа. За свою яркую деятельность Мирьям Перец в 2014 году была приглашена для зажигания традиционных факелов на центральной церемонии празднования Дня Независимости, а в 2018 году удостоилась Премии Израиля.
Репатриантка, женщина из народа, не имеющая никакого отношения к политике, потерявшая двух сыновей на службе у государства, Мирьям Перец могла стать первой женщиной и первой представительницей «восточных» еврейских общин на этом посту в Израиле.
3
А что вообще делает президент в Израиле?
Израиль - парламентская республика, поэтому президент наделен церемониальными и представительскими функциями и регламентировано лишен функций политического влияния. Однако президент может и должен действовать в интересах Израиля. И здесь эта граница может быть подвижна. Например, президент принимает международные делегации и устраивает встречи с международными лидерами, на которых не поднимаются сугубо политические вопросы и не проводятся переговоры, но, безусловно, обсуждаются интересы Израиля.
Или, к примеру, что особенно актуально для израильской политической системы в последние годы, именно президент принимает решение, кому из избранных депутатов поручить формирование коалиции после выборов. И хотя чаще всего президент в этом случае поручает формирование тому, кого на эту роль посоветовало большинство партий - то есть у кого больше всего шансов собрать коалицию, в моменты кризисов это решение президента может играть ключевую роль в развитии политических событий.
4
Как и на сколько выбирают президента?
Выборы президента Израиля осуществляются прямым анонимным голосованием 120 депутатов израильского парламента. Президент избирается на 7 лет одним сроком. Следующие выборы состоятся в 2028 году.
Ицхак Герцог был избран 87 из 120 депутатов. Как опытный политик, Герцог провел грамотную кампанию и практически гарантировал себе победу. Однако в израильском обществе большую поддержку получила именно «канидат из народа» Мирьям Перец. Любопытно, что в израильских СМИ в эти дни неоднократно звучало, что если бы президента в Израиле избирали народным голосованием, победу, скорее всего, одержала бы она.
Формирование коалиции
Кратко: Еще одним громким событием на этой неделе стало подписание коалиционного соглашения, означающего, что скоро в Израиле, вероятно, начнет работу новое ротационное правительство под руководством Нафтали Беннета (партия «Ямина») и Яира Лапида (партия «Еш Атид»). Таким образом, возможно, затянувшийся коалиционный кризис в Израиле будет преодолен.
1
С чего все началось?
Коалиционный кризис в Израиле начался в конце 2018 года после выхода из коалиции партии «Наш дом Израиль» (НДИ), в результате чего традиционный правый блок в Израиле, состоявший из правоцентристской партии Ликуд, ультрарелигиозных партий ШАС и блока Яадут аТора, партий религиозных сионистов и светской правой партии НДИ, потерял твердое большинство в Кнессете (61+ депутатов), необходимое для работы коалиции и функционирования правительства. Были назначены перевыборы, в результате которых ни один блок не получил достаточного для формирования коалиции количества голосов, что повлекло за собой очередной роспуск Кнессета и очередные выборы. Однако и они не принесли существенных изменений в политическую расстановку сил. Таким образом с весны 2019 года до весны 2020 выборы в Израиле прошли три раза. Кнессеты 21 и 22 созыва были распущены, практически не успев начать свою работу. Это повлекло коалиционный кризис и, более того, политический тупик.
2
В чем суть кризиса? Почему возник тупик?
В какой-то момент все больше сил стало противостоять действующему с 2009 года премьер-министру Израиля Биньямину Нетаниягу, обвиняя его в нечестной политической борьбе, иногда даже по отношению к своим партнерам по коалиции. Именно личные разногласия премьер-министра с лидером партии «Наш дом Израиль» Авигдором Либерманом послужили причиной выхода последнего из правительства и коалиции.
Параллельно с этим уже несколько лет полиция расследовала несколько дел, в которых на определенном этапе начал фигурировать премьер-министр Нетаниягу. В 2018 году из прокуратуры была подана рекомендация Генеральному прокурору передать дело против Нетаниягу в суд. На тот момент израильское общество уже вовсю обсуждало причастность Нетаниягу к уголовным делам по подозрению во взяточничестве, злоупотреблении полномочиями и подрыву общественного доверия, которые в 2019 году были окончательно переданы в суд. Это в разы усилило призывы значительной части общества и политических сил, противостоящих Нетаниягу, подать в отставку - мало того, что Нетаниягу подозревается сразу в трех делах, судебные процессы могут занять время и влиять на исполнение обязанностей и принятие решений премьер-министра, вызывая конфликты интересов. Дополнительным аргументом было то, что именно нежелание Нетаниягу подать в отставку провоцирует политический кризис, который мешает формированию стабильного правительства, принятию бюджетов и влечет прочие отрицательные последствия для израильской политической системы.
В то же время, сам премьер-министр и его сторонники аргументировали отказ тем, что это политическая «охота на ведьм» и попытка сместить Нетаниягу не политическими методами, ведь четверть избирателей (партия «Ликуд» стабильно набирает более 25% голосов) продолжает поддерживать возглавляемую им партию, независимо от уголовного преследования. К тому же, юридически, пока суд не вынесет обвинительный вердикт, Нетаниягу, согласно израильскому закону, не может занимать министерские посты, но может продолжать исполнять роль премьер-министра. Также аргументами сторонников «Ликуда» являются оценка деятельности Нетаниягу на своем посту, немалые достижения Израиля за последнее десятилетие и нежелание расставаться с лидером, приводящим Израиль к успехам.
Вокруг этой дилеммы разгорелся крупный общественный спор, переросший в массовые протесты, пик которых пришелся на 2020 год.
3
Что-то изменилось в 2020 году?
2020 год был полон событиями, в том числе на израильской политической сцене. Третьи за один год выборы в Израиле не поменяли существенно расстановку сил. Противостоящий Нетаниягу блок из 4 партий «Кахоль Лаван», как и на предыдущих выборах выдвинувший кандидатом на пост премьер-министра бывшего главу генштаба Бени Ганца, хоть и получил больше голосов, но все же не смог гарантировать себе коалицию. Тем не менее коронавирусный кризис побудил «враждующие» стороны прийти к соглашению и сформировать в мае 2020 года правительство национального единства на основе ротации: первые полтора года каденции отводились Биньямину Нетаниягу, после в должность премьер-министра должен был вступить Бени Ганц. Проработав до декабря в условиях буквально политической войны обеих сторон практически по любому вопросу, Кнессет был распущен из-за принципиального несогласия по вопросам принятия бюджета. Израиль ожидали 4-е по счету выборы за два года. После роспуска из состава «Ликуда» вышло сразу несколько депутатов, в их числе номер два в списке - Гидеон Саар, организовавший новую партию «Тиква Хадаша».
4
А что сейчас?
Выборы, прошедшие в марте 2021 года, несущественно изменили расклад сил, однако оставили теоретическую возможность формирования коалиции при определенных обстоятельствах для обоих блоков. Нетаниягу, первым получивший мандат, не сумел сформировать правую коалицию.
Следующим мандат получил лидер центристской партии «Еш Атид» Яир Лапид. После долгих переговоров, на прошлой неделе ему все же удалось подписать коалиционное соглашение среди партий всего спектра израильского общества, во многом на основе противодействия Нетаниягу и попытки избежать очередные выборы. В коалиционное соглашение кроме «Еш Атид» вошли левые партии «Авода» и «Мерец», центристская партия «Кахоль Лаван», правые партии «Наш дом Израиль», «Ямина» и «Тиква Хадаша», а также впервые с внешней поддержкой коалиции выступила арабская партия Объединенный арабский список (Ра’ам).
Таким образом коалиция обеспечила себе большинство в 62 депутата. По соглашению ротации, первые два года каденции должность премьер-министра будет занимать лидер партии «Ямина» Нафтали Беннет, вторые два года - Яир Лапид.
5
То есть политический кризис в Израиле преодолен?
Трудно сказать. Во-первых для того, чтобы новое правительство начало свое работу, необходимо пройти еще несколько формальных бюрократических этапов, в том числе голосование в полном составе Кнессета, председателем которого сейчас является депутат «Ликуда» Ярив Левин. До голосования на сомневающихся депутатов новой коалиции будет оказываться сильное давление, так как идеологически в составе коалиции присутствуют абсолютно полярные друг другу партии.
Но если все же Кнессет утвердит коалицию, один из центральных вопросов, волнующих сегодня израильское общество - насколько долговечным будет союз между партиями, столь далекими друг от друга и даже противостоящими идеологически. Сами участники коалиции заявляют, что придется часто приходить к компромиссам, однако есть согласие, что особо принципиальных и идеологических для страны решений в эту каденцию приниматься не будет. Основная цель - вывести Израиль из политического кризиса, выдвинуть ряд важных превентивных законов, чтобы подобные кризисы не повторялись, принять бюджет, оздоровить экономику после коронавирусного кризиса. Кроме того, в момент сильной разобщенности, особо подчеркивается важность правительства «единства», где представлены буквально все сектора израильского общества.
Если Ликуд все же окажется в оппозиции, большим вопросом также станет, как поведут себя члены партии, будут ли они оказывать давление на Биньямина Нетаниягу с целью провести праймериз и сменить главу партии.
Поделиться
Facebook
Twitter
Telegram
WhatsApp
Pinterest